Главная » Статьи » Статьи

Карельский укрепрайон
Авторы не претендуют на полное историческое соответствие статьи, на совпадение своего мнения с общепринятым, но надеются, что данная статья окажется интересной для всех, кому небезразлична история нашей Родины.
К сожалению, официальных данных о КаУре обнаружить довелось очень немного. Долговременные, да и полевые укрепления, встречали мы на Карельском перешейке повсеместно, но как-то не приходило в голову осмыслить всю эту систему как единое целое. И о существовании собственно укрепрайона, как линии обороны, пересекающей перешеек от Сестрорецка до Никуляс, мы узнали лишь из некоторых сайтов Интернета. Отметив на карте известные нам ДОТы, главным образом, те, что находятся вблизи дорог, и соединив их линиями, получили примерный район поиска прочих укреплений. Надо сказать, поиски были небезуспешными, и часть их результатов мы представляем в фотоальбоме.
Об истории создания этой оборонительной линии нам известно следующее:
После того, как граница с получившей независимость Финляндией стала проходить в непосредственной близости от Ленинграда, возникла необходимость создания мощной линии обороны вблизи границы. Собственно, для таких неспециалистов в этих вопросах, как мы, кажется странным создание укрепрайона в такой близости от границы, без широкого предполья, но с другой стороны – за спиной уже предместья Ленинграда, и отодвигать линию обороны еще дальше, наверное, просто некуда…

Строительство укрепрайона началось в 1928 году, курировал его лично К.Е.Ворошилов. Укрепления строились в соответствии с тогдашней теорией ведения войны. Укрепрайон был разделен на основные узлы сопротивления – батальонные рубежи обороны (БРО), располагавшиеся вблизи пересекающих укрепрайон дорог. Долговременные огневые точки, наряду с полевыми укреплениями, составляли основу БРО. Пулеметные ДОТы (2-6 пулеметов), могли вести огонь общим направлением в сторону фронта, на флангах же располагались артиллерийские огневые точки, огнем своих орудий простреливающие промежутки между БРО, низменные болотистые места, где не было дорог, и невозможно было выстроить укреплений. На некоторых направлениях имелось два рубежа обороны – основной и тыловой.
Боевое крещение КаУр получил в 1939 году, с началом "Финской кампании".

С началом Великой Отечественной войны, когда наши войска стремительно откатывались по всему фронту, попадая в "котлы", и неся громадные потери, войска 23-й армии на Карельском перешейке, судя по литературе, не оказывая серьезного сопротивления противнику, отошли на подготовленную линию обороны – собственно КаУр, ибо никаких других линий обороны не существовало.
 
Условная схема укрепрайона.
Почему-то широко распространено мнение о, якобы "благородстве" финнов и лично маршала Маннергейма – они, мол, дошли до старой границы, и дальше не пошли, вот какие честные и благородные! Всего-навсего замкнули кольцо блокады, стоившей жизни сотням тысяч ленинградцев. И почему-то на Свирском направлении они такими благородными не были – форсировали и Свирь, и Беломорканал… Кажется, ответ очевиден – просто уперлась финская армия в мощную линию обороны, а сил для штурма этой линии у них не было… Вещь, казалось бы, очевидная, но некоторым карельским националистам просто хочется думать иначе.
Положение на этом участке фронта стабилизировалось, и сохранялось без изменений до начала наступления наших войск в июне 1944 года. За время блокады укрепления КаУра дополнительно усиливались, строились огневые точки облегченного типа, устанавливались огневые точки на базе старых танков (образец такой точки можно увидеть и сейчас между Сестрорецком и Белоостровом), прямо на месте изготовлялись и устанавливались вращающиеся пулеметные башни на деревянном основании (такая башня сохранилась в Грузино)…
После войны укрепления оставались на вооружении довольно длительное время, в артиллерийских капонирах устанавливались орудия нового образца (сохранившиеся в Сестрорецке, Белоострове, Медном заводе, Лемболово…), в пулеметных ДОТах устанавливались более совершенные станки…

Когда ДОТы были сняты с вооружения и покинуты военными, нам точно не известно. Предположительно, это произошло в конце 70-х - начале 80-х годов. При оставлении, все оборудование было законсервировано, лазы и амбразуры заложены кирпичом, вывезен только боезапас, стволы пулеметов, замки и прицелы орудий.
Создавшимся положением быстро воспользовались окрестные жители, растащив все, что может пригодится в хозяйстве, и даже приспособив некоторые ДОТы под погреба… Но это, как говорится, полбеды, а вот когда до всего этого добрались охотники за металлом, повторилась история Кронштадтских фортов – резали все, до чего мог дотянуться резак. Например, в двухорудийном полукапонире на Меднозаводском карьере срезали стволы обоих орудий. Видимо, не удовлетворившись этим, приехали по второму разу, дорезали остававшиеся десятисантиметровые пеньки, попытались, судя по швам, разрезать маску орудия, и порядком пожгли казенник одного из орудий. Впрочем, какое это уже имеет значение теперь?

О том, что эти варвары лишают забытые памятники нашей истории частей своей сути, сказано уже предостаточно. И говори - не говори, люди, равнодушные к героическому прошлому нашей страны, заботящиеся только о наличии конкретной прибыли в кармане, будут продолжать творить свое дело… И, похоже, вскорости только Сестрорецкий артиллерийский капонир, где, по слухам, ветеранами – афганцами оборудуется музей, будет являться единственным сохранившимся образцом…
Мы не приводим тут схемы расположения обнаруженных нами ДОТов именно по причине того, что это облегчит работу металлоломщикам. Для наглядности даем лишь схему Сестрорецкого БРО, где и так уже все известно.
Схема расположения дотов Сестрорецкого БРО
В целом, укрепления КаУра, хоть и не являются такими старинными образцами фортификации, как Кронштадтские форты, все же производят достаточно сильное впечатление, особенно, когда натыкаешься на образчик, не сильно загаженный последующими поколениями. Говорят, что именно после посещения КаУра и Линии Маннергейма, братья Стругацкие добавили в свой роман "Обитаемый остров" главу про "Крепость". Так что забытые стражи Ленинграда, пожалуй, могут вдохновить не только на сбор халявного металла…




Категория: Статьи | Добавил: boat (07.09.2007) | Автор: Колесников Владимир W Просмотров: 3524
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]