Главная » Статьи » Статьи

Некоторые морские суеверия
      Возникновение множества суеверий связано, очевидно, с тем, что моряки старых времен, да и вообще наши предки, привыкли одушевлять различные явления природы, и даже творения собственных рук.
      Моряки считали (да многие и поныне считают) корабли живыми существами, наделенными чувствами и эмоциями. Причем, в английском языке эти существа (то бишь корабли) являются существительными женского рода. (ship). Считалось что она, (корабль), испытывает нежные чувства к своим морякам, но появление на борту женщины вызывает у нее ревность, отсюда, очевидно, и пошла примета о том, что "женщина на корабле к несчастью". При появлении на борту женщины, корабль, якобы, начинает показывать свои "женские капризы" – рыскать на курсе, снижать ход и т.п.
      Большое значение придавалось украшению корабля, в частности, носовым фигурам. Фигуры эти изображали зверей, античных героев, христианских святых… Особой популярностью пользовались фигуры обнаженных женщин, якобы смягчающие ярость морской стихии.
      Неплохой защитой корабля считалась подкова, прибитая к мачте. Адмирал Нельсон приказывал прибивать ее к мачтам всех кораблей, которыми он командовал.
      Множество суеверий связано со спуском корабля на воду. При спуске учитывалось состояние погоды, непредвиденные происшествия (аварии, травмы), и, главное – процесс "крещения". К "крещению" привлекались известные люди, титулованные особы, а с начала 19-го века – и представительницы прекрасного пола. Естественно, неудачное крещение, когда бутылка не разбивается, или пролетает мимо, сулило кораблю различные неприятности. В наше время, чтобы такой неприятности не случилось, перед обрядом траекторию полета бутылки выверяют опытным путем, а саму бутылку подпиливают напильником.
      Существует, также, поверье, что преждевременное оглашение названия корабля крайне нежелательно. (Можно сглазить). Может быть, в связи с этим, строящиеся корабли имеют лишь заводские номера, а название их провозглашается только при спуске. Причем менять эти названия также не рекомендуется. (Широко, например, известны катастрофы лайнера "Адмирал Нахимов", прежде именовавшегося "Берлин", линкора "Новороссийск"- бывшего "Джулио Цезаре"… Впрочем, под мистическую основу можно подогнать любое событие – было бы желание.)
      Счастливые и несчастливые дни для выхода в море напрямую связаны с библейскими преданиями. Например, пятница – день распятия Иисуса Христа. Также, несчастливым считался первый понедельник апреля – день рождения Каина, и день совершения им убийства. Несчастливым считался и второй понедельник августа – день гибели Содома и Гоморры, а также канун Нового года – 31декабря – день, когда повесился Иуда. (По материалам книги М.В.Чекурова "Так гласил морской закон"). Что же касается "несчастливого числа" т.е. 13-го, и в некоторых случаях 26-го, то тут никакого вразумительного объяснения найти не удалось. Известно, что, например, англичане, избегают этого числа даже в быту. Возможно, причиной этого также являются библейские предания – Иуда был 13-м учеником Христа. По крайней мере, других толкований "несчастливости" этого числа найти не удалось. С 26-м числом все понятно – в нем два раза по тринадцать.
      Суеверия, связанные с животными ("крысы бегут с корабля"), пожалуй, имеют под собой почву – ведь они плохое состояние корпуса узнавали зачастую раньше людей. А вот примета о следующих за кораблем акулах, что, якобы, предвещает покойника, родилась, видимо, во времена работорговли, когда от Африки до Америки курсировали корабли с "черным деревом" в трюмах. Смертность среди негров была высокой, тела выкидывали за борт, естественно, акулы следовали за таким кораблем, ожидая очередной подачи.
      По поводу разных морских чудищ, казалось бы, сказать нечего, несмотря на то, что такие мореплаватели, как С. Кабот, Р. Ченслер, Ф. Магеллан, и многие другие, фиксировали в документах факты наблюдения таковых. Однако же наш современник, польский яхтсмен Леонид Телига, совершавший одиночное плавание на яхте "Опти", описывает, как некое головоногое забралось на палубу его яхты и даже пыталось напасть на него самого. Правда, сам же он пишет, что лежал в это время с высокой температурой, в полубредовом состоянии… Пожалуй, на все эти факты встреч с различными чудищами можно ответить словами кормщика Ивана Рябова: "Тюленя твой иноземец увидел, вот ему со страха и померещилось…"  (Ю.Герман).
      Легенда о "Летучем голландце" имеет несколько вариантов: в конце 15-го века португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш вел свои корабли вокруг мыса Бурь (ныне – мыс Доброй Надежды), и в связи со встречными штормами, никак не мог его миновать. Тогда он поклялся, что обойдет мыс, или будет плавать до тех пор, пока это Богу угодно. Однако через некоторое время команда взбунтовалась, и Диашу пришлось возвращаться. В 1500 году он вновь вышел в море, и пропал без вести в районе мыса Бурь. Позднее среди моряков возник слух, что клятва его породила проклятие небес, появились те, кто собственными глазами видел корабль Диаша с мертвой командой на борту…
 
 
      Похожая легенда имеется и у голландцев, только в ней имя капитана названо – Ван дер Декен. Вообще, такое ощущение, что имена этих известных мореплавателей применялись для большей достоверности легенды.
      А вот документальный факт – в 1773 году некая голландская шхуна зашла на остров Мальта. На корабле свирепствовала чума, от которой умер капитан и 14 человек команды. Власти острова, опасаясь заразы, приказали голландцам покинуть порт. Корабль ушел в море, где и вымерли остатки команды, а корабль еще долго продолжал плавание с мертвой командой на борту.
      Вообще же, "Летучим голландцем" принято называть любое судно, дрейфующее в море без команды.
      Некоторые приметы даже сейчас объяснить довольно трудно – "высвистывание" ветра, скобление мачты с той же целью, однако, пользуются ими, в частности, яхтсмены, по сей день. Также, вряд ли найдется судоводитель, который назовет время прибытия в пункт назначения – чтоб не сглазить. (Некоторые капитаны прямо сатанеют от самого частого вопроса пассажиров – "а когда мы придем?").
      Здесь мы коснулись наиболее распространенных суеверий, бытует же их великое множество. Например, связанных с погодой, но это, правильнее сказать, не суеверия, а результаты наблюдений, весьма объяснимые и полезные. Так что, возможно, не стоит совершенно отмахиваться от опыта прошлых поколений ?
      Известный капитан Лухманов облек эти погодные приметы в небольшие двух- или четырехстишья, для удобства запоминания. Кто этого не знает:
 

"Чайка ходит по песку – моряку сулит тоску,

   И пока не сядет в воду – штормовую жди погоду".

 

   "Если тучи громоздятся в виде башен или скал,

   Скоро ливни разразятся, налетит жестокий шквал".

 

   "Дождик раньше, ветер вслед – жди от шквала всяких бед,

   После ветра дождь пойдет – значит, скоро шквал пройдет".

 

   "Барашки" по морю бегут, иль небо метлами метут,

   Будь осторожен, шторма жди, и за барометром следи".

 

   "Если стрелка вдруг упала – жди грозы, дождя иль шквала,

    Если стрелка поднимается – то погода улучшается".
 

      Такого рода примет имеется огромное количество, прошло уже более века, как эти формулы были оформлены в нехитрые стихи, и пользуются ими по сей день.

Категория: Статьи | Добавил: boat (28.10.2007) | Автор: Колесников Владимир W Просмотров: 1627 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
2 kolesnikov   (31.01.2008 00:15) [Материал]
Обязательно! А то чего-нибудь не по науке сделаешь... И все пропало! biggrin

1 Дык   (07.01.2008 13:23) [Материал]
Вовка, зачет! При спуске ТК-20 буду консультироваться с тобой! cool

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru