Главная » Статьи » Статьи

Лоция Ладожского озера, часть 3.

Навигационное описание.

  Южный берег Ладожского озера.

Южный берег Ладожского озера от мыса Морьин Нос, западного входного мыса бухты Петрокрепость, до мыса Габанов, северного входного мыса Свирской губы, низменный и песчаный; большая часть его покрыта лесом. В южный берег Ладожского озера вдаются бухта Петрокрепость, Волховская губа и Свирская губа. На этом берегу имеется много населенных пунктов, наиболее значительными из которых являются города Шлиссельбург и Новая Ладога.

Берег окаймлен отмелью, усеянной надводными и подводными камнями: изобата 10 м проходит от него в расстоянии от 3 до 15 миль. Наиболее отмелы берега бухты Петрокрепость и участок берега от мыса Пайгач (60°15' N, 31°43' Е) до острова Птинов, где изобата 5 м отходит от береговой линии на расстояние до 7 миль. Вдоль южного берега Ладожского озера пролегают два канала, соединяющие реку Нева с реками Волхов, Сясь и Свирь и являющиеся частью Волго-Балтийского и Беломорско-Балтийского водных путей. Сооружение каналов вызвано необходимостью обеспечить плавание речных судов из реки Нева и реку Свирь при свежей погоде. Северный из каналов, пролегающих ближе к береговой линии, называется Новоладожским, а южный канал — Староладожским. Судоходство осуществляется только по Новоладожскому каналу.

Системы разделения движения судов находятся к северу и северо-востоку от бухты Петрокрепость. Они включают в себя две зоны разделения, район кругового движения против часовой стрелки вокруг зоны диаметром 5 кбт с центром в точке 60°14,2' N, 31°16,6' Е, полосы движения и район повышенной осторожности плавания.

Приладожские каналы.

Новоладожский канал берет свое начало у города Шлиссельбург и тянется вдоль южного побережья Ладожского озера до гавани Свирина. Канал построен в 1861—1866 гг. Длина его 169 км, ширина по дну 24 м. От бухты Петрокрепость он отделен валом высотой 2—4 м и узкой полосой берега. Вход в канал со стороны реки Нева широкий (более 100 м), он огражден дамбой. Дамба соединена с валом мостом высотой 2,7 м. Уровень воды в канале одинаков с уровнем воды в Ладожском озере. При среднем уровне воды канал доступен для плавания судов с осадкой 1,95 м. В канале в районе города Шлиссельбург скорость течения, идущего в реку Нева, 0,6 уз, а на участке от города Шлиссельбург до речки Назия течение идет со скоростью 1 уз. В канале регулярно производятся дноуглубительные работы. На берегах канала установлены километровые столбы. У берегов Новоладожского канала имеется большое количество пирсов, пристаней и деревянных палов, предназначенных для швартовки барж. Отдельные участки Новоладожского канала имеют собственные названия, а именно: участок между реками Нева и Волхов называется собственно Новоладожским каналом, участок между реками Волхов и Сясь — Новосясьским каналом, а участок между реками Сясь и Свирь — Новосвирским каналом.

Огонь установлен на оконечности дамбы Новоладожского канала.

Староладожский канал, непригодный для плавания, находится южнее Новоладожского канала. Канал построен в 1719—1731 гг. Длина его около 160 км, ширина около 20 м; канал значительно обмелел, а в ряде мест перекрыт. Со стороны реки Нева Староладожский канал имеет два шлюзованных устья: Петровское и Екатерининское. Последнее является началом Малоневского канала, который соединяет протоку Малая Невка со Староладожским каналом. Начало канала — Петровское устье — находится у левого берега реки Нева в 100 м ниже входа в Новоладожский канал. В устье сохранились стены шлюзов. В ковше шлюза глубины 1 —2 м; он может служить местом стоянки лодок, катеров. Петровский мост находится сразу же за ковшом шлюза в 200 м восточнее канала; высота его над уровнем воды 5,2 м. Мост полуразрушен и временно используется как пешеходный. В 110 м восточнее Петровского моста Староладожский канал перекрыт дамбой. В черте города Шлиссельбург через Староладожский канал перекинуты два пешеходных моста. Отдельные участки Староладожского канала имеют собственные названия: участок между реками Нева и Волхов называется собственно Староладожским каналом, участок между реками Волхов и Сясь — Старосясьским каналом, а участок между реками Сясь и Свирь — Старосвирским каналом.

Малоневский канал расположен в черте города Шлиссельбург и соединяет Староладожский канал с протокой Малая Невка, которая в нижней части засыпана. Канал прямой, длина его 1,4 км, ширина около 20 м, глубины до 2 м. Начало канала — Екатерининское устье — находится в 1 км ниже Петровского устья. Устье шлюзовано; шлюз двухходовой, длина его 75 м, ширина каждого из входов 10 м; шлюз несудоходен. Через шлюз перекинут мост. Малоневский мост построен через канал в 50 м от Староладожского канала, Высота судоходной части пролета моста над средним уровнем воды 4,2 м. Между шлюзом и Малоневским мостом через канал перекинуты три пешеходных моста.

Бухта Петрокрепость

Бухта Петрокрепость вдается в южный берег Ладожского озера между мысом Морьин Нос (60°11' N, 31°03' Е) и находящимся в 15 милях к ESE от него мысом.

Вход в бухту расположен между мысом Морьин Нос и лежащим в 10 милях к E от него Кареджским рифом, соединяющимся с восточным входным мысом этой бухты Кареджской косой.

Берега бухты низменные. Западный ее берег порос хвойным лесом, а южный и восточный берега покрыты кустарником и лишь местами редким лесом.

В юго-западной части бухты берет начало река Нева, впадающая в Финский залив. На левом берегу истока реки Нева находится город Шлиссельбург, а на правом — селение Шереметьевка. На западном берегу бухты Петрокрепость имеется несколько селений.

На южном берегу бухты Петрокрепость наиболее близко к озеру расположены селения Назия и Нижняя Шальдиха. На восточном берегу ю бухты Потрокрепость находятся селения Лаврово и Кобоиа. Все эти селения тянутся вдоль Староладожского канала.

Берега бухты Петрокрепость окаймлены отмелями. Наиболее отмел южный берег бухты; изобата 5 м проходит от него в расстоянии 3—7 миль. В северной части отмели, выступающей от южного берега бухты, расположены острова Зеленцы.

По обеим сторонам входа в бухту Петрокрепость и в самой бухте лежат каменистые банки с глубинами менее 5 м, между которыми пролегает фарватер, ведущий из Ладожского озера к Кошкинскому фарватеру.

Бухта Петрокрепость открыта ветрам от NW до NE, которые разводят в ней сильное волнение. При ветрах от NE можно становиться на якорь южнее Кареджской косы, ограничивающей бухту с северо-востока, где глубины 5—6 м. При северных ветрах рекомендуется укрываться в гавани Шлиссельбург; суда с осадкой до 1,5 м могут также найти укрытие в Осиновецкой гавани и в устье речки Кобона.

Вход в бухту Петрокрепость при хорошей видимости возможен как днем, так и ночью. Ночное плавание обеспечивается маяками и светящими буями. Во время тумана входить в бухту не следует, лучше стать на якорь в том месте, где настигает туман, и дождаться улучшения видимости.

Приметные пункты. В бухте Петрокрепость, кроме маяков Осиновецкий и Кареджи, ориентирами могут служить церковь в селении Морье, хорошо усматриваемая с озера, и церковь в селении Кобона, видимая с середины бухты Петрокрепость.

Глубины и грунт. Глубины в бухте Петрокрепость небольшие; у входа в бухту они составляют 10—12 м, в средней ее части 6—9 м, а к берегам они постепенно уменьшаются. Грунт в северной части бухты песок, в южной — глина, покрытая тонким слоем песка.

Гидрометеорологические сведения. В зависимости от направления ветра уровень воды в бухте может повышаться на 0,9 м или понижаться на 0,5 м относительно среднего уровня.

Северные и северо-восточные ветры вызывают повышение уровня, западные и юго-западные — понижение. В засушливые годы в озере уровень воды обычно ниже среднего уровня на 0,5—0,9 м, что следует учитывать при пользовании картами.

Течение в бухте Петрокрепость направлено на S к истоку реки Нева; оно становится заметным у входа в бухту, затем постепенно увеличивается, и в истоке реки Нева скорость его достигает 5—6 уз.

Определение девиации производится в районе первого колена Кошкине кого фарнатера между светящим буем Бугровский и якорным местом (60°01' N, 31°12' Е) на Посеченском створе.

Предупреждение. В районе от Осиновецкой гавани до островов Зеленцы и от них до устья речки Кобона возможно существование отдельных вбитых в дно свай, скрытых под водой и представляющих опасность для плавания.

Западный берег бухты Петрокрепость.

Западный берег бухты Петрокрепость от мыса Морьин Нос до истока реки Нева тянется на 16 миль в южном направлении. Берег низкий и покрытый лесом; только на протяжении последних 3 миль он несколько повышается, а лес сменяется кустарником.

К югу от гавани Гольсман до мыса Осиновец вдоль берега тянется узкий песчаный пляж.

На всем протяжении западный берег бухты Петрокрепость отмелый. На мелководье вблизи берега встречаются заросли тростника. На участке между мысами Осиновец и Сосковец от берега простирается обширная отмель с глубинами менее 5 м, северо-восточная кромка которой находится в 4,8 мили к NE от мыса Сосновец.

Мыс Морьин Hoc (60°11' N, 31°03' E) является западным входным мысом бухты Петрокрепость. Он низменный и покрытый лесом и кустарником. На песчаных берегах мыса много валунов и камней. Мыс Морьин Нос окаймлен каменистой отмелью. Южнее мыса раскинулось селение Морье, в котором приметна церковь.

Гавань Гольсман расположена в 1,6 мили к S от мыса Морьин Нос. С севера она ограничена полуразрушенным молом, а с юга — двумя каменистыми насыпными грядами. При подъеме уровня воды в озере выше среднего каменный мол и гряды затопляются.

Гавань Гольсман можно опознать по приметной песчаной насыпи, расположенной в 1,3 кбт к S от основания мола.

Глубины в гавани 2,2—2,7 м; грунт — ил, глина и камень. У мола гавани находятся сваи — остатки разрушенных пирсов.

Наставление для плавания. При следовании к гавани Гольсман со стороны Осиновецкой гавани надлежит идти курсом 330°, удерживая церковь в селении Морье прямо по носу. Как только гавань Гольсман придет на траверз, следует повернуть влево, лечь на курс 270° и этим курсом входить в гавань.

При подходе к гавани с севера от мыса Морьин Нос надо располагать курсы так, чтобы следовать по глубинам не менее 5 м.

На подходе и в самой гавани Гольсман имеются подводные камни, поэтому рекомендуется держаться середины гавани и не заходить за изобату 2 м. Входить в гавань можно только при знании местных условий плавания.

Мыс Осиновец выступает от берега в 4,4 мили к SSE от мыса Морьин Нос. Мыс Осиновец низменный, песчаный и покрытый лесом. Мыс окаймлен подводными и надводными камнями.

Осиновецкая гавань расположена с северной стороны мыса Осиновец. Гавань образована молом, отходящим от берега сначала на восток, а затем на юго-восток. Гавань защищена от ветров всех направлений, кроме южных и юго-восточных, и доступна для судов с осадкой до 1,5 м. При подъеме воды в озере на 0,9 м относительно среднего уровня стоянка в гавани становится неспокойной, так как при северных и восточных ветрах волны свободно перекатываются через полуразрушенный мол. Внутри гавани вдоль мола имеются сваи, частично скрытые под водой.

Отмель южнее гавани ограждается вехами.

Маяк Осиновецкий установлен вблизи основания мола в 6 кбт к NNW от мыса Осиновец.

Осиновецкий створ знаков, установленных в 2,1 кбт к SSW от основания мола, ведет в Осиноиецкую гавань.

Наставление для входа в Осиновецкую гавань. Ориентиром при подходе к Осиновецкой гавани служит маяк Осиновецкий. Входить в гавань следует по Осиновецкому створу знаков; направление створа 68,1°—248,1°. Как только оконечность мола придет на траверз, надо повернуть вправо и идти в гавань вдоль мола, в 30—40 м от него.

Разворачиваться в гавани следует только в сторону мола, чтобы не задеть винтом скрытых под водой свай.

К Осиновецкой гавани в тихую погоду при знании местных условий плавания можно также идти от Кошкинского фарватера вдоль отмели между берегом и банками Ольховец и Астречье, лежащими соответственно в 1,5 и 4,1 мили к SSE от мыса Осиновец. Глубина здесь 2 м, грунт — песок.

Банка Ольховец с глубиной 1,6 м находится в 1,5 мили к SSE от мыса Осиновец.

Банка Железница лежит на обширной отмели в 3 милях к SE от мыса Осиновец. Банка простирается с запада на восток на расстояние около 2 миль. Наименьшая глубина 1,2 м находится в северо-западной части банки. Банка Железница ограждается вехами.

Светящий буй Железница выставляется восточнее банки Железница.

Банка Астречье с глубиной 0,8 м расположена в 4,1 мили к SSE от мыса Осиновец. Вокруг банки Астречье в радиусе 2 кбт имеются глубины 0,8—1 м. Банка не ограждается.

Мыс Сосновец (60°02' N, 31°07' Е) песчаный и поросший лесом. Мыс окаймлен отмелью с глубинами менее 1 м, выступающей от берега на расстояние до 4 кбт. Мыс Сосновец хорошо виден только с Кошкинского фарватера.

Банка с глубиной 4 м лежит в 3,8 мили к ENE от мыса Сосновец. С юго-запада банка ограждается вехой.

Светящий буй Сосновец ограждает с северо-востока банку с глубиной 4 м.

Банка с глубиной 3,8 м простирается с севера на юг в 4,9 мили к Е от мыса Сосновец. В северной части этой банки имеются подводные препятствия. С востока банка ограждается вехой. В южной части банки выставляется веха.

Светящий буй Бугровый (60°02,6' N. 31°15,2' Е) ограждает северо-западную кромку банки с глубиной 3,8 м.

Губа Глубокая вдается в берег непосредственно к S от мыса Сосновец. Большая часть губы заросла тростником.

Мыс Маяцкий Носок, или Кошкин, южный входной мыс губы Глубокая, расположен в 2,2 мили к S от мыса Сосновец. Он низкий, песчаный и поросший травой и кустарником. Мыс окаймлен надводными и подводными камнями на расстояние до 2 кбт.

Банка Чайка с подводными камнями лежит в 1 миле к SSE от мыса Маяцкий Носок.

Кошкинский фарватер.

Кошкинский фарватер ведет от середины бухты Петрокрепость к истоку реки Нева в гавань Шлиссельбург. Он начинается у светящего буя Бугровский (60°01,0' N, 31°14,7' E) и проходит вдоль западного берега бухты Петрокрепость севернее и западнее банки Чайка. Кошкинский фарватер является единственным фарватером, служащим для входа в реку Нева с озера; он имеет шесть колен. Длина фарватера 9 миль. На участке от входных буев по шестое колено включительно фарватер углублен. Длина углубленной части фарватера 6,1 мили. Наименьшая глубина на фарватере 4 м; грунт — песок и камень. Ширина фарватера по дну 85 м. Самое узкое и мелководное место на Кошкинском фарватере находится на пятом колене фарватера у дамбы Новоладожского канала; грунт в этом месте камень.

При сильных западных и юго-западных ветрах уровень воды на Кошкинском фарватере значительно понижается, а при северных и северо-восточных ветрах повышается. Плавание по фарватеру осуществляется по створам светящих знаков и возможно как днем, так и ночью. В ограниченную видимость плавание по фарватеру запрещено. Постановка на якорь из-за узости фарватера и наличия течения, местами идущего под углом к оси фарватера, возможна только в случае крайней необходимости. В этом случае суда, идущие с озера, становятся на якорь до подхода к острову Ореховый. При вынужденной остановке в районе острова Ореховый рекомендуется становиться на якорь у юго-западной оконечности острова, а в исключительных случаях — против средней части острова.

Течения. В районе Кошкинского фарватера наблюдается течение, направленное из Ладожского озера в реку Нева. Скорость этого течения увеличивается по мере приближения к истоку реки Нева; у мыса Маяцкий Носок она составляет около 1,5 уз, а у оконечности дамбы Новоладожского канала достигает 5—6 уз.

Средства навигационного оборудования. Ограждение Кошкинского фарватера производится по системе, принятой на реках России, и начинается у светящего буя Бугровский. Левой стороной фарватера считается та сторона, которая находится слева при следовании из Ладожского озера в реку Нева; она ограждается светящими буями белого цвета. Правой стороной фарватера считается та сторона, которая находится справа при следовании из Ладожского озера в реку Нева; она ограждается светящими буями красного цвета.

При первом появлении льда все буи убираются и частично заменяются зимними буями.

Светящий буй Бугровский выставляется в точке поворота на Кошкинский фарватер в 4,7 мили к ENE от мыса Маяцкий Носок. Рядом с буем выставляется поворотная осевая веха.

Первое колено Кошкинского фарватера протяженностью 5,5 мили начинается у светящего буя Бугровский. Последние 3 мили первое колено фарватера проходит по углубленному каналу. Буи, ограждающие канал, выставляются на самых его бровках. Мелководье за бровками летом зарастает водорослями.

Посеченский створ светящих знаков, установленных на просеке в 1,3 мили к SW от мыса Маяцкий Носок, ведет по первому колену Кошкинского фарватера.

Второе колено Кошкинского фарватера от Посеченского створа светящих знаков до третьего колона имеет длину 6,5 кбт. Буи, ограждающие второе колено фарватера, выставляются на его песчаных кромках.

Течение в районе второго колена фарватера идет в сторону реки Нева со скоростью 1,5 уз.

Первый Петрокрепостной створ светящих знаков, передний из которых установлен на дамбе Новоладожского канала в 3 милях к SSW от мыса Маяцкий Носок, ведет по второму колену Кошкинского фарватера.

Кошкинский створ светящих знаков, установленных на мысе Маяцкий Носок, является обратным Первому Петрокрепостному створу светящих знаков.

Третье колено Кошкинского фарватера от Первого Петрокрепостного створа светящих знаков до четвертого колена имеет длину 7,5 кбт.

Течение в районе третьего колена фарватера идет на SW со скоростью более 1,5 уз.

Второй Петрокрепостной створ светящих знаков, передний из которых установлен на дамбе Новоладожского канала севернее города Шлиссельбург, ведет по третьему колену Кошкинского фарватера.

Четвертое колено Кошкинского фарватера, проходящее от Второго Петрокрепостного створа севернее острова Ореховый до входа в реку Нева, имеет длину 6 кбт.

Течение в районе четвертого колена фарватера следует на W со скоростью до 5 уз.

Первый Шереметьевский створ светящих знаков, установленных на правом берегу реки Нева, ведет по четвертому колену Кошкинского фарватера.

Пятое колено Кошкинского фарватера протяженностью 9,5 кбт пролегает по руслу реки Нева от Первого Шереметьевского створа светящих знаков до острова Фабричный.

Второй Шереметьевский створ светящих знаков, установленных на правом берегу реки Нева, ведет по пятому колену Кошкинского фарватера.

Фабричный створ светящих знаков, установленных на острове Фабричный, является обратным Второму Шереметьевскому створу светящих знаков.

Шестое колено Кошкинского фарватера пролегает по руслу реки Нева на 5,5 кбт к W от острова Фабричный.

Драгунский створ светящих знаков, установленных на правом берегу реки Нева, ведет по шестому колену Кошкинского фарватера.

Якорные места для судов, ожидающих разрешения на заход в реку Нева или улучшения погоды для плавания по озеру, находятся севернее Кошкинского фарватера. На якорном месте для нефтеналивных судов (60°01' N, 31°12' Е) глубина 6 м, а на расположенном непосредственно к W от него якорном месте для сухогрузных судов глубины 5—6 м. Грунт на якорных местах ил.

Наставление для плавания по Кошкинскому фарватеру. Плавание по Кошкинскому фарватеру осуществляется по створам светящих знаков. Повороты со створа на створ необходимо начинать заблаговременно, так как скорость течения здесь значительна. Кроме того, следует учитывать, что фарватер имеет небольшую ширину и глубину, вследствие чего судно руля слушается хуже, чем на свободной воде, и при крутых поворотах его может навалить на кромку фарватера. Для того чтобы судно лучше слушалось руля, нужно идти со скоростью 7—10 уз, учитывая, что скорость течения местами достигает 6 уз, а повороты при переходе с одного створа на другой довольно плавные.

Подойдя к светящему бую Бугровский курсом 184°, надо лечь на Посеченский створ светящих знаков (направление створа 63,5°—243,5°) и идти по нему 5,5 мили. Выходя на створ, следует иметь в виду, что створные знаки установлены в просеке и при определенных условиях могут быть трудноразличимы.

Придя на Кошкинский створ светящих знаков (направление створа 207,2°—27,2°), следует повернуть влево и привести его по корме. Увидев по носу Первый Петрокрепостной створ светящих знаков (направление створа 27,2°—207,2°), необходимо идти по этому створу. Переходя с первого на второе колено фарватера, надо учитывать, что Кошкинский створ светящих знаков обладает большей чувствительностью, чем Первый Петрокрепостной створ светящих знаков.

Пройдя 6,5 кбт по Первому Петрокрепостному створу светящих знаков, надлежит повернуть вправо и лечь на Второй Петрокрепостной створ светящих знаков (направление створа 42,6°—222,6°). Переход на этот створ нужно начинать плавно, когда оконечность дамбы (59°58,1' N, 31°04,1' Е) придет на правый траверз. По этому створу следует идти 7,5 кбт, а затем повернуть вправо и перейти на Первый Шереметьевский створ светящих знаков (направление створа 71,8°—251,8°).

При переходе на Первый Шереметьевский створ светящих знаков и при следовании по этому створу нужно учитывать наличие сильного течения, которое может навалить судно на северную, каменистую бровку канала; поэтому уклоняться вправо от оси створа не следует, а лучше держать судно несколько южнее линии створа.

Пройдя по Первому Шереметьевскому створу светящих знаков, надлежит повернуть влево и, приведя по корме Второй Шереметьевский створ светящих знаков (направление створа 198°—18°), а по носу Фабричный створ светящих знаков (направление створа 18°—198°), войти в реку Нева. Поворачивать на Второй Шереметьевский створ светящих знаков нужно заблаговременно, так как поворот здесь крутой и сильное течение может навалить судно на отмель правого берега реки. Кроме того, надо иметь в виду, что знаки Фабричного створа днем опознать трудно; хорошим ориентиром служит стоящая вблизи них заводская труба.

Как только юго-западная оконечность острова Ореховый придет на траверз, следует ожидать сильную струю течения, которая поступает от южного рукава истока реки Нева и может снести судно к западу.

Для следования по шестому колену Кошкинского фарватера надо сойти с Фабричного створа светящих знаков, совершить плавный поворот вправо и выйти на Драгунский створ светящих знаков; направление створа 75,4°—255,4°.

Суда, направляющиеся в Новоладожский канал, должны пройти оконечность дамбы, ограничивающей канал с севера, и, повернув влево, обогнуть ее. При повороте необходимо учитывать наличие сильного течения в реке Нева и слабого точения в заводи, образованной дамбой Новоладожского канала. Граница течений ясно видна благодаря мутной воде в канале.

Предупреждения: 1. Расхождение и обгон судов на участках Кошкинского фарватера, ограждаемых буями, запрещены.

2. Движение судов, идущих из Ладожского озера в реку Нева и из реки Нева в озеро, регулируется диспетчером движения Санкт-Петербургского речного порта (связь осуществляется на УКВ).

3. Всем судам категорически запрещается выходить в Ладожское озеро без рейсового прогноза погоды и без разрешения диспетчера движения Санкт-Петербургского речного порта.

Гавань Шлиссельбург занимает верхний участок реки Нева между меридианом восточной оконечности острова Ореховый и параллелью 59°55' сев. шир.

Навигация в гавани обычно начинается в первых числах мая и закрывается в середине ноября. Гавань располагает рейдами и пристанями. В ней можно произвести ремонт судов.

Необходимая помощь судам, терпящим бедствие, оказывается катерами и буксирами по указанию диспетчера гавани Шлиссельбург.

Остров Ореховый (59°57,2' N, 31°02,4' Е) высотой 5 м находится в истоке реки Нева. Берега острова крутые, кроме восточного, где имеется пляж. На этом острове расположена крепость Орешек. У бастионов крепости берега укреплены камнем. На северной оконечности острова установлен памятник погибшим в крепости революционерам. Отмель с глубинами менее 5 м, окаймляющая северо-западный берег острова, ограждается светящим буем № 49.

Светящие знаки Ореховый и Ореховый паромной переправы установлены на северной оконечности острова Ореховый.

Пристань оборудована в ковше у южной части северо-западного берега острова Ореховый. Летом пристань используется для швартовки экскурсионных судов.

Пассажирский причал поселка им. Морозова расположен у правого берега реки Нева в районе селения Шереметьсвка. Длина причальной линии 16 м; глубины вдоль нее 2,5—3 м.

Пассажирская пристань Шлиссельбург оборудована у левого берега реки Нева вблизи входа в Новоладожский канал. Длина причальной линии 15 м; глубины у стенки 2,5—3 м. Между пассажирской пристанью Шлиссельбург и пассажирским причалом поселка им. Морозова курсирует паром.

Пристань СЗТП находится в 30 м к N от пассажирской пристани Шлиссельбург. Она состоит из двух частей: пассажирской и грузовой. Общая длина причальной линии пристани 40 м; глубины вдоль нее 3,5—4 м. Рядом с пристанью на берегу находится здание речного вокзала. Около пристани установлен водомерный пост.

Судоремонтная гавань, предназначенная для ремонта и зимовки судов, оборудована у левого берега реки Нева в 3,5 кбт ниже входа в Новоладожский канал. С запада гавань ограничена дамбой, вытянутой параллельно берегу, а с юга — островом Фабричный; длина дамбы 420 м. Северная оконечность дамбы соединена с берегом мостом, высота которого над уровнем воды 0,2—0,4 м. Вход в гавань расположен между южной оконечностью дамбы и северо-восточной оконечностью острова Фабричный; ширина входа 42 м, глубины в нем 3,9—4,1 м. В гавани имеется шпунтовая стенка для швартовки ремонтируемых судов.

Светящий знак паромной переправы установлен в средней части дамбы, ограничивающей судоремонтную гавань с запада.

Остров Фабричный находится у левого берега реки Нева в 7,6 кбт ниже острова Ореховый против города Шлиссельбург. Берега острова Фабричный обрывистые. Он отделен от левого берега реки Нева протокой Малая Невка; ширина ее 50—80 м, нижняя часть протоки засыпана грунтом, а через ее верхнюю часть перекинуты два моста.

Ковш размером 60х90 м с глубинами 3,9—4 м оборудован у северо-западного берега острова Фабричный. С северной стороны ковш ограничен молом.

Озерный рейд, предназначенный для стоянки судов, прибывающих из Санкт-Петербурга, и последующей отправки их в Ладожское озеро, простирается вдоль правого берега реки Нева в 1,2 мили ниже ее истока. Верхняя граница рейда обозначена Граничным створом светящих знаков (59°56,6' N, 31°00,1' E), установленных на правом берегу реки Нева. Глубины на рейде менее 4 м, грунт — глина с камнем. На рейде выставляется швартовная бочка.

Угольный причал находится у левого берега реки Нева против поселка Угольный, расположенного примерно в 1 км ниже острова Фабричный. Длина причала 200 м; глубина в 10 м от него 4 м. Погрузочно-разгрузочные работы ведутся с помощью плавучих кранов, к которым для производства работ швартуются суда.

Пирс сооружен у южной окраины поселка Угольный. Длина причальной линии пирса 8 м; глубина у оконечности пирса 1,3 м.

Рейд для судов с грузами, предназначенными для города Санкт-Петербург, расположен у левого берега реки Нева непосредственно к югу от поселка Угольный. Глубины на рейде 4—6 м; грунт — песок и глина.

Рейд для нефтеналивных судов и судов с огнеопасными грузами находится у правого берега реки Нева примерно в 2,3 мили ниже ее истока. Верхняя граница рейда обозначена створом светящих знаков, установленных на правом берегу реки Нева. Глубина на рейде 4 м; грунт — глина и камень. Прибрежная часть рейда ограждается вехами.

Город Шлиссельбург расположен на левом берегу реки Нева у ее истока. В городе имеются судоремонтный завод и больница.

Интересной особенностью города Шлиссельбург является наличие в конце июня — середине июля несметного количества мелких мотыльков, имеющих местное название «шведы». Мотыльки устилают улицы города, забиваются в дома и стоящие у пристаней суда.

Южный берег бухты Петрокрепость.

Южный берег бухты Петрокрепость от истока реки Нева до речки Лава простирается на 16 миль к Е. Берег низменный; местами он покрыт лесом и кустарником. На берегу раскинулись селения Липка, Назия и Нижняя Шальдиха.

Южный берег бухты Петрокрепость отмелый; на всем протяжении он окаймлен зарослями тростника и водорослей. Изобата 5 м проходит параллельно берегу, в 2—5 милях от него.

При плавании вдоль южного берега бухты Петрокрепость ориентирами могут служить острова Зеленцы и церковь в селении Лукинское, находящемся на холме в 8 милях к SE от мыса Заячий.

Мыс Бугры выступает от берега в 6 милях к Е от истока реки Нева. Мыс довольно высок, покрыт хвойным лесом и окаймлен камнями.

Светящий знак Бугровский установлен на мысе Бугры. Рядом с огнем находятся развалины башни старого маяка.

Мыс Заячий (59°56,5' N, 31°19,3' Е) находится в 2,5 мили к Е от мыса Бугры. Он значительно ниже мыса Бугры, порос травой и кустарником с мелким лиственным лесом. Мыс малоприметен.

От мыса Заячий отходит риф с глубинами 1—2 м, который тянется к NNE до островов Зеленцы.

Острова Зеленцы лежат в 4 милях к NNE от мыса Заячий. Восточный из островов носит название остров Большой Зеленец, западный — остров Малый Зеленец, а южный — остров Новый Зеленец. Проходить в районе островов не рекомендуется из-за большого количества подводных камней.

Севернее островов Зеленцы на линии, идущей в направлении к устью речки Кобона, выставляются вехи, ограждающие подводные сваи.

Остров Большой Зеленец (60°00' N, 31°23' Е), окаймленный подводными камнями, низкий, поросший кустарником и небольшими деревьями.

Остров Малый Зеленец находится в 7 кбт к W от острова Большой Зеленец; он выше острова Большой Зеленец. Остров Малый Зеленец каменист, покрыт редким кустарником и тростником. Остров окаймлен подводными камнями.

Остров Новый Зеленец лежит в 6 кбт к SSE от острова Малый Зеленец. Остров Новый Зеленец низкий, поросший тростником и кустарником. При подъеме уровня воды в озере остров покрывается водой.

Речка Назия впадает в бухту Петрокрепость в 2,5 мили к SSE от мыса Заячий. Глубины в устье 0,6—1 м; выход через него из Новоладожского канала в озеро возможен только для шлюпок.

Восточный берег бухты Петрокрепость.

Восточный берег бухты Петрокрепость от речки Лава до Кареджской косы тянется на 7 миль к NNW. Берег низкий, песчаный, поросший лиственным лесом и кустарником. На этом участке берега приметна церковь в селении Кобона. Описываемый берег отмел; изобата 5 м проходит в расстоянии от 5 кбт до 4,5 мили от береговой линии. В засушливые годы при понижении уровня Ладожского озера вдоль восточного берега бухты образуется песчаная осушка шириной до 3 кбт.

С этого берега в бухту впадают речки Лава и Кобона. В устье речки Кобона малые суда могут найти укрытие от ветров всех направлений.

Речка Лава впадает в бухту Петрокрепость в 7 милях к ENE от устья речки Назия. Берега устья речки Лава низкие, а в среднем течении речки — высокие, местами обрывистые. Глубины в устье 0,5—0,6 м; выход через него из Новоладожского канала в озеро возможен только для шлюпок.

Селение Лаврово расположено на обоих берегах речки Лава в 7 кбт от ее устья.

Речка Кобона впадает в бухту Петрокрепость в 4,5 мили к N от устья речки Лава. Устье речки Кобона шириной 25 м укреплено сваями. Перед входом в речку Кобона имеется бар.

Кобонский канал прорыт через бар речки Кобона и ведет из бухты Петрокрепость к Новоладожскому каналу. Длина канала 7 кбт, ширина его 25 м, а глубина на оси ведущего створа 2,7 м. От устья речки на расстояние 250 м по обеим сторонам канала в дно вбиты сваи. Вход в канал и сам канал ограждаются вехами и речными буями.

Буй Кобонский выставляется в 1,3 мили к WSW от входа в Кобонский канал. Рядом с буем выставляется веха.

Кобонский створ светящих знаков, установленных на левом берегу речки Кобона, ведет по Кобонскому каналу в устье речки Кобона. Знаки створа издали не видны, поэтому при подходе к бару следует сначала ориентироваться по церкви в селении Кобона, а затем, подойдя к бую Кобонский, лечь на створ. Огни знаков погашены (2001 г.)

Селение Кобона расположено в 4 кбт к Е от устья речки Кобона. Церковь в селении Кобона служит хорошим ориентиром при плавании вдоль восточного берега бухты Петрокрепость.

Пирс выступает от правого берега речки Кобона в 4 кбт от устья. Глубины у пирса 1,3—2,3 м.

Кареджская коса песчаная с глубинами 0,1—0,8 м простирается на 4 мили к NW от восточного берега бухты Петрокрепость в 3 милях к NNW от устья речки Кобона. При понижении уровня воды в озере на 0,8—0,9 м коса осыхает.

Остров Кареджский находится в 7,7 мили к NW от устья речки Кобона. Восточная часть острова низменная, песчано-каменистая, местами покрытая травой. Западная часть острова более высокая; здесь имеется каменная насыпь, на которой сооружены маяк Кареджи и маячные постройки. К востоку от острова па расстояние до 8 кбт простирается полоса зарослей тростника шириной до 1,6 кбт, среди которых находится много небольших низменных песчаных островков.

Маяк Кареджи установлен на западной оконечности острова Кареджский.

Кареджский риф простирается к N от острова Кареджский на расстояние до 5 миль. Риф изобилует подводными камнями, над которыми при волнении образуются буруны. На рифе лежит несколько банок; наиболее мелководными из них являются банки Варецкие Луды и банка Стрелковая. Кареджский риф ограждается светящим буем и вехами.

Банки Варецкие Луды с подводными камнями лежат в 1,8 мили к NNE от острова Кареджский.

Банка Стрелковая каменистая находится в 3.6 мили к N от острова Кареджский. Наименьшая глубина на банке 1,2 м.

Светящий буй Стрелковый, ограждающий Кареджский риф с севера, выставляется вместе с южной вехой в 7 милях к N от острова Кареджский.

Наставление для плавания в бухте Петрокрепость.

Следуя в бухту Петрокрепость, надо в районе кругового движения оставить слева светящий буй (60°14,2' N, 31°16,6' E) и идти в правой полосе движения (по ходу судна) курсом 181°, оставляя справа светящий буй Железница. Выйдя из системы разделения движения, нужно повернуть вправо, лечь на курс 184°, ведущий между банкой с глубиной 3,8 ,м, ограждаемой светящим буем Бугровый (60°02,6' N, 31°15,2' Е), и банкой с глубиной 4 м, ограждаемой светящим буем Сосновец (60°02,6' N, 31°14,7' Е), и следовать этим курсом до светящего буя Бугровский.

Подойдя к светящему бую Бугровский, следует повернуть вправо и выйти на Посеченский створ светящих знаков (направление створа 20 63,5°—243,5°), ведущий по первому колену Кошкинского фарватера.

От бухты Петрокрепость до Волховской губы.

От бухты Петрокрепость до Волховской губы берег тянется на 21 милю в общем направлении на NE. Берег низкий, песчаный, покрытый кустарником и редким лесом. Лишь на участке между мысом Песоцкий Нос (60°08' N, 31°33' Е) и расположенным в 8,5 мили к NE от него мысом Пайгач берег несколько повышается.

На берегах Новоладожского канала, проходящего вдоль берега между бухтой Петрокрепость и Волховской губой, раскинулись селения Леднево, Черное, Кивгода, Лигово, Сумское и Дубно.

От Кареджской косы до острова Птинов берег изрезан небольшими бухтами; наибольшая из них — губа Черная Сатама.

Описываемый берег отмел и порос тростником; изобата 5 м проходит от него в расстоянии от 2 кбт до 4 миль. Грунт на этом участке песок и камень. Между мысом Пайгач и островом Птинов от берега простирается обширная отмель, усеянная банками и небольшими островками.

Суда с осадкой до 2,4 м, следующие из бухты Петрокрепость в Волховскую губу, могут найти укрытие в северо-восточной части губы Черная Сатама.

Губа Черная Сатама вдается в берег между Кареджской косой и мысом Песоцкий Нос. Юго-восточный берег губы Черная Сатама сравнительно высокий; вдоль него тянется гряда дюн, хорошо видимых с озера.

Губа открыта северо-западным ветрам, которые разводят здесь сильное волнение. Глубины в средней части губы 4—5 м; к берегу они постепенно уменьшаются. Грунт посредине губы песок и камень, а в восточной ее части ил и камень. В 6 кбт от восточного берега губы встречаются камни с глубинами 0,2—1 м.

Селение Черное находится на северо-восточном берегу губы Черная Сатама. С озера это селение приметно благодаря белой церкви с серым остроконечным куполом. К югу от церкви видны четыре группы деревьев.

Мыс Песоцкий Hoc (60°08' N, 31°33' Е) является северо-восточным входным мысом губы Черная Сатама. Мыс невысокий, песчаный и лишенный растительности. К северо-востоку от мыса берег постепенно повышается. Мыс Песоцкий Нос окаймлен песчаной отмелью с глубинами менее 1,8 м, выступающей от берега на 1—5 кбт.

Наставление для плавания. При подходе к губе Черная Сатама надо выйти в точку 60°14' N, 31°29' Е. Из этой точки курсом 180° следует пройти до середины губы Черная Сатама, где можно отдать якорь.

Чтобы пройти в северо-восточную часть губы Черная Сатама, нужно идти курсом 180° до линии, соединяющей остров Кареджский с мысом Песоцкий Нос, а затем лечь на курс 149°. Этим курсом надлежит следовать ю до тех пор, пока селение Черное не придет на траверз, после чего, повернув влево, надо идти курсом на церковь в этом селении, удерживая ее прямо по носу. Пройдя мыс Песоцкий Нос, можно стать на якорь на глубинах 2,4—2,6 м. Подходить близко к мысу Песоцкий Нос не следует, так как к SW от него простирается песчаная отмель.

Мыс Пайгач (60°15' N, 31°43' Е) низкий и покрытый травой. Мыс окаймлен каменистым рифом шириной до 1,5 мили.

Остров Киревядь лежит в 1,2 мили к WNW от мыса Пайгач. Остров низкий, каменистый, поросший кустарником.

Отмель каменистая с глубинами менее 10 м простирается на 7 миль к N от мыса Пайгач. На отмели и за ее пределами лежит много банок с глубинами менее 5 м.

Банка Северная Головешка каменистая с глубиной 4,8 м находится в 6,4 мили к N от мыса Пайгач. Она является самой северной из банок, простирающихся к N от мыса Пайгач.

Светящий буй Северная Головешка выставляется у северозападной кромки банки Северная Головешка. Ридом с буем выставляется веха.

Мыс Лиговский находится в 2,7 мили к Е от мыса Пайгач. Мыс Лиговский низкий, песчаный, покрытый низким лесом. Берега мыса окаймлены зарослями тростника. На 1,4 мили к N от мыса Лиговский тянется каменистый риф, на котором лежат небольшие островки.

Светящий знак Лиговский установлен в 8 кбт к SSW от оконечности мыса Лиговский вблизи селения Лигово.

Мыс Сумский выступает от берега в 2,7 мили к ESE от мыса Лиговский. Мыс Сумский низкий, песчаный и покрытый кустарником. Мыс малоприметен. К N от мыса на расстояние до 5 кбт простирается каменистый риф.

Мыс Орел находится в 1,6 мили к ENE от мыса Сумский. Он выше мыса Сумский и покрыт лесом. Мыс Орел малоприметен. У береговой линии мыс усеян валунами.

Селение Дубно расположено в 1 миле к SE от мыса Орел. В селении имеется приметная церковь, шпиль которой разрушен. Церковь видна лишь с северо-востока.

 

Читать часть 4

Категория: Статьи | Добавил: kolesnikov (03.05.2014) | Автор: ГУНиО МО РФ Просмотров: 5456
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]