Главная » Статьи » Статьи

Немного о кронштадтских фортах
    Авторы не претендуют на полное историческое соответствие статьи, на совпадение своего мнения с общепринятым, но надеются, что данная статья окажется интересной для всех, кому небезразлична история нашей Родины.

    Проезжая по дамбе в Кронштадт, невольно обращаешь внимание на цепочку островов, тянущихся вдоль линии дамбы - собственно, эти островки и являются Кронштадтскими фортами. Всего островных фортов семнадцать, линия их тянется от Горской до Кронштадта, и далее до поселка Бронка на южном берегу залива. Таким образом, форты перекрывают все водное пространство Невской губы в ее устье. Строились они в различные периоды времени, конструкция определялась существовавшей на период постройки теорией войны на море. Все они без исключения строились на искусственных насыпных островах в период с 1704 по 1914 года, и по сей день поражаешься, пытаясь представить, каких же титанических усилий простых русских людей стоило надежно оградить с моря северную столицу.

Схема островных фортов Кронштадта

Самый первый форт "Кроншлот", в изначальной своей модификации, был построен под руководством А.Д.Меншикова, и по личному приказу Петра Первого зимой 1703-1704 г.г. на южной кромке южного фарватера, и, совместно с батареей на стенке Кронштадтской гавани, должен был полностью перекрывать огнем своих орудий проход по фарватеру. В наше время на месте имевшего небольшие размеры петровского форта, высится новый "Кроншлот", перестроенный в 1840-1853 годах. Еще один форт, построенный в петровские времена, и так же, как "Кроншлот", перестроенный в середине 19-го века – это форт "Цитадель", переименованный впоследствии в форт "Император Петр 1", находится на северной стороне фарватера. Оба этих форта в настоящее время закрыты для посещения.


Кронштадтская крепость. Французская гравюра середины 19-го века.

В разные годы, помимо капитальных фортов, возводились временные деревянные батареи на сваях, от которых, естественно, сейчас уже ничего не осталось.
Южный фарватер, наиболее глубоководный и поныне, считался основной морской дорогой к столице, и потому усиленно укреплялся. В 1840-х годах были возведены крупные форты "Александр 1" и "Павел 1", последний был построен на месте существовавшего ранее форта "Рисбанк". Эти трехъярусные каменные форты надежно перекрывали огнем своих пушек основной фарватер. В настоящее время форт "Павел 1", почти полностью разрушенный взрывом минного склада в 1923 году, представляет собой заваленный битым кирпичом, и поросший деревцами остров. Чудом сохранилась лишь одна кирпичная башня, и часть цокольной стены. Также по острову раскидано большое количество тележек – минных якорей, но то ли это якоря мин, разлетевшихся при взрыве, то ли просто следы последующего траления вблизи форта – точно сказать нельзя. Что же касается одного из самых замечательных фортов Кронштадтской крепости – "Александра", то одно время туда был свободный доступ, сейчас же, когда с недавнего времени на форту проводятся "кислотные" дискотеки для малолетних наркоманов, доступ на форт закрыт, сидит охранник, очевидно, стережет дискотечное оборудование. В начале 20-го века на форту располагалась лаборатория по выработке противочумной сыворотки, и с тех пор форт получил свое второе неофициальное название – "Чумной".

Форт "Александр I" - "Чумной"

Долгое время Северный фарватер был перекрыт лишь ряжевыми преградами, охранявшимися отрядом гребных канонерских лодок, базировавшихся в построенной специально для этого гавани в Лисьем Носу. Остатки этой гавани сохранились до наших дней. С началом Крымской войны в 1853 году, когда английская эскадра адмирала Нэпира блокировала Кронштадт, выяснилось, что такой меры явно недостаточно. В качестве временной меры, на Северном фарватере были затоплены несколько груженных балластом кораблей, а также созданы плотные заграждения гальваноударных мин, на которых подорвалось, по меньшей мере, два английских корабля. Новейший для того времени вид вооружения оправдал себя, следовать же по главному фарватеру, подавляя огонь фортов корабельной артиллерией, Нэпир не решился. И все же, опасность прорыва вражеского флота к столице оставалась велика. В связи с этим, было принято решение о строительстве новых фортов – трех на отмели, между основным фарватером и Ораниенбаумом, и пяти – между Кронштадтом и мысом Лисий Нос. Новые форты, возводившиеся на ряжах в рекордные сроки, рознясь в деталях, в целом имели общую схему – от двух до пяти двухъярусных казематов, на два орудия каждый, соединенных общим валом. Эти казематы, несмотря на последующие многократные перепланировки, дошли до наших дней почти без изменений. Отличались конструкцией лишь южные форты №2 "Дзичканец", где казематов не имелось вовсе, а орудия устанавливались открыто, и №3 "Милютин", достроенный несколько позже, и ставший первой башенной батареей (шесть 9-дм пушек в шести башнях.) Примерно в то же время строится здание порохового склада невдалеке от восточной оконечности острова Котлин. В настоящее время все эти форты и склад абсолютно заброшены, доступ туда свободный. Северный форт №3 почти полностью срыт, так как примыкает к дамбе, и строители организовали на нем перевалочную базу песка. Казематы и гавань форта, правда, сохранились, но земляной вал срыт полностью. Также примыкает к дамбе форт №7, но ему повезло несколько больше, все помещения сохранились, только обилие туристов-автомобилистов, отдыхающих там в огромном количестве, делают его менее привлекательным для посещения.

Пороховой склад

В конце 1850-х начинается строительство еще двух новых фортов на Северном фарватере - №4 "Зверев", и №6. Это усовершенствованные варианты номерных фортов, строятся без спешки, что даже в наше время видно по качеству постройки – большое количество декоративных элементов, дополнительные помещения и пр. Строительство полностью окончено в 1868 году. Также полностью перестраивается форт "Константин", до этого считавшийся временной батареей. В настоящее время на "Константине" расположен пункт пограничного контроля, форт №6, подвергшийся сильным переделкам, является базой НИИ "Гидроприбор", и доступ туда закрыт, на форт же "Зверев" вполне свободно можно зайти. В целом же все форты подверглись достаточно сильному разрушению, наиболее сохранившимся, и наименее загаженным, пожалуй, можно считать лишь форт №2 северный, и, может, "Милютин".
В конце 1890-х годов принимается решение о постройке двух мощных фортов, выдвинутых далеко в море относительно линии старых фортов. В 1896 году начинаются построечные работы, и длятся они до начала первой мировой войны - до 1914 года. В результате возникают два новых форта, вооруженных по последнему слову техники – "Обручев" и "Тотлебен". Орудия, калибром 11 дюймов, перекрывают своим огнем все пространство залива от берега до берега. Одновременно с этим, перевооружаются все старые форты, являясь, таким образом, второй линией обороны.
Однако, за все время войны, форты не делают ни одного выстрела по врагу. Зато, после Февральской революции, на фортах происходят аресты и расстрелы офицеров. В 1919 году гарнизон форта "Обручев" присоединяется к восставшему форту "Красная горка", однако же, после безрезультатного налета авиации и угрозы расстрела огнем главного калибра линкоров, сдается, в отличие от "Красной Горки". В марте 1921 года, во время "Кронштадтского мятежа", все форты, практически без боя, берутся штурмующими Кронштадт частями Красной армии.
В конце 20-х – начале 30-х годов форты "Обручев" и "Тотлебен" довооружаются башнями 203-мм орудий со старых линкоров "Андрей Первозванный" и "Республика". Тогда же форты переименовываются в "Красноармейский" и "Первомайский" соответственно. Официально, эти названия они носят и поныне.
В настоящее время доступ на форт "Обручев" свободный, большая и удобная его гавань часто используется для стоянки яхт и катеров. Форт "Тотлебен" закрыт, охрану его обеспечивает группа добровольцев во главе с комендантом В.Ф.Ткаченко, и расположена спасательная станция МЧС.
Свои первые выстрелы по реальному противнику форты произвели во время Советско-Финской войны 1939-1940 годов, при артиллерийской подготовке наступления наших войск на Карельском перешейке.
Существенную роль сыграла артиллерия фортов в обороне Ленинграда 1941-1944 годов. К началу Великой Отечественной войны морская артиллерия была расположена на фортах "Обручев", "Тотлебен", "Зверев", "Северный №7", "Константин" (переименованный в "Рошаль"), "Милютин". Также батарея из трех 120-мм орудий была установлена на развалинах форта "Павел". Северные форты №№1, 2, 3, 5, 6 и южные №1 и №2 "Дзичканец" входили в систему противовоздушной обороны Кронштадта, на них были установлены батареи зенитных орудий.


Батарея форта "Зверев" ведет огонь по врагу. 1942год.

До середины 50-х годов форты продолжали нести военную службу, пока появление новых видов вооружения не свело к нулю их боевое значение. Вооружение и оборудование было вывезено, и форты остались предоставленными сами себе, и своим посетителям. Несмотря на признание за фортами статуса "памятников архитектуры Всемирного наследия ЮНЕСКО", это никак не отразилось на их судьбе – как грабили, так и продолжают грабить. Казалось бы – что там можно взять? Оказывается, можно – это качественные обработанные гранитные архитектурные элементы (на надгробия, надо полагать), и черный металл, потому как цветной растащили еще во времена оные. Обидно наблюдать, как "…сыновья пропивают награды примерных отцов…" Неужели мы превратились-таки в нацию, для которой не существует моральных ценностей, а беспокоит лишь факт личной наживы ?
Конечно, такой грабеж – явление частное и даже уголовно наказуемое. А вот когда разрушение памятников проводится на государственном уровне, как это произошло с фортом №3, и, по-видимому, скоро произойдет с фортами "Константин" и "Александр" (сквозь первый планируется прорыть новое колено Кронштадтского Корабельного фарватера, второй, по последним данным, имеет увеличивающиеся трещины в фундаменте из-за проводящихся вблизи дноуглубительных работ на том же колене фарватера), тогда действительно начинаешь понимать, что именно нажива является государственной идеей на всех уровнях… И с этим действительно ничего не поделаешь.

Смотри также:

Категория: Статьи | Добавил: boat (28.07.2007) | Автор: Колесников Владимир W Просмотров: 5294
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]