Главная » Статьи » Статьи

Легенды крейсера "Аврора"

 


Крейсер "Аврора"

Крейсер первого ранга «Аврора», несомненно, является одним из символов Санкт-Петербурга. Пожалуй, ни с одним другим российским кораблем не связано столько легенд и слухов. Прокомментировать наиболее распространенные из них согласился один из членов команды крейсера, старший мичман Павел Падалко.

 


Старший машинист П.Падалко
 

 В.К: Совсем еще недавно о крейсере «Аврора» и его роли в Великой Октябрьской революции знал в Советском Союзе каждый школьник; в настоящее время популярность «Авроры» упала. В связи с этим не могли бы вы вкратце напомнить биографию корабля?
П.П: Бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора» был заложен в Санкт-Петербурге на Новом Адмиралтействе в 1896 году, и введен в строй в 1902 году. Корабль совершал заграничные походы, а в 1904 году вошел в состав Второй тихоокеанской эскадры и принял участие в Цусимском сражении. В нем крейсер получил несколько прямых попаданий японских снарядов, погиб командир корабля – капитан первого ранга Е.Р.Егорьев. После русско-японской войны «Аврора» вернулась на Балтику. С началом Первой Мировой войны «Аврора» выполняла различные боевые задачи в Финском и Рижском заливах, и Балтийском море. Февральскую революцию крейсер встретил на ремонте в Петрограде, во время беспорядков были убиты командир и старший офицер. Команда крейсера активно включилась в революционные события. В ночь на 25 октября 1917 года крейсер своим ходом отошел от стенки Франко-русского завода, и встал на якорь ниже Николаевского моста. Накануне штурма Зимнего дворца из бакового орудия был произведен тот самый легендарный холостой выстрел, впоследствии названный сигналом к штурму.

 


Нынешние 6-дм орудия крейсера.
 

После переворота корабль был ненадолго введен в строй, принял участие в Ледовом переходе балтийского флота, а вскоре разоружен и сдан на хранение Кронштадтскому порту. В 1923 году «Аврору» вновь ввели в строй, уже в качестве учебного корабля. В последующие годы корабль совершает учебные плавания, неоднократно модернизируется. В годы Великой Отечественной войны в ходе налетов немецкой авиации «Аврора» была потоплена в Ораниебаумской гавани, а вооружение с нее демонтировано и передано для нужд фронта. После войны крейсер подняли с грунта, неоднократно ремонтировали, и впоследствии поставили на «вечную стоянку» у Нахимовского училища. В 1984-87 годах на крейсере был произведен капитальный ремонт, значительная часть элементов была заменена. В настоящее время крейсер по-прежнему находится на балансе ВМФ, и одновременно является филиалом Центрального военно-морского музея. Музей работает с 10.30 до 16.00 ежедневно, кроме понедельника и пятницы.

 


Кубрик экипажа по образцу 1917 года, ныне- музейное помещение.
 

 В.К: Наиболее распространенной легендой является утверждение, что после ремонта 1984-87 годов крейсер уже не является таковым, а представляет собой собственный макет в масштабе 1:1. Насколько это утверждение обоснованно?
П.П: Утверждение абсолютно нелепое. В процессе ремонта у крейсера была частично заменена подводная часть, многие механизмы демонтированы или заменены на более совершенные. Это нормальная практика, диктующаяся соответствующими нормативами. Но нигде и никогда подобный объем работ не считался постройкой нового корабля. Такое возможно лишь в одном случае – если корабль будет пущен на металл, а вместо него построен другой. В данном же случае это всего лишь результат капитального ремонта. Например, у почти ровесника «Авроры» - ледокола «Красин» внешний вид изменен очень сильно, однако никто не сомневается в его подлинности, и не считает макетом. Современный вид «Авроры» воссоздан по фотографиям 1917 года.


"Аврора" в доке после модернизации. 1987 год.

Хорошо видно отсутствие гребных валов и винтов.

 

В.К: Но ведь после этого ремонта корабль лишился главных машин, а видимые элементы подводной части не соответствуют историческому виду из-за хорошо заметных сварочных швов?

 


Внутренние помещения крейсера.
 

 П.П: Напомню, что корабль являлся несамоходным еще с 1935 года из-за ветхости корпуса и котлов, половина из которых, к тому же, уже была демонтирована. Будучи учебным кораблем, он совершал два плавания в год – весной до Кронштадта, где проходили практику курсанты, осенью – обратно в Ленинград. Все переходы совершались на буксире, своего хода крейсер дать не мог. Сейчас одна паровая машина полностью укомплектована и является экспонатом музея. Современное энергетическое обеспечение корабля составляют четыре котла и два дизель-генератора, мощностью 500 кВт каждый, всевозможные другие вспомогательные механизмы; также функционируют все необходимые системы. Обшивка же заменена с использованием современных технологий – было бы нелепо в условиях современного ремонта вернуться к архаичной системе обшивки корпуса медными листами на деревянной подкладке. Кстати,основные элементы набора, в частности штевни, сохранены старые. Экипаж проживает в комфортабельных кубриках и каютах. Размещать людей в условиях вековой давности ради музейной экзотики – также явная нелепость.

 


Машинное отделение с современными механизмами.
 

 В.К: Существует также мнение, что авроровские пушки не являются «родными» - снятые с крейсера орудия были уничтожены в годы войны в ходе обороны Ленинграда?
П.П: Батареи «А» и «Б», в которые вошли снятые с крейсера орудия, действительно погибли на Дудергофских высотах, еще одно орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец». Но это были батареи из 130-мм орудий, которые устанавливались на крейсер еще до войны при переоборудовании его в учебный корабль. Именно такие же орудия стояли на строящихся тогда новых эсминцах, а кадры для их обслуживания, соответственно, подготавливали на «Авроре». Сейчас на корабле установлены четырнадцать орудий калибром 152-мм, таких же, как стояли в 1917-м. Три из них являются корабельными, а остальные – береговыми. Отличаются они длиной казенной части, это заметно даже внешне. А щиты орудий изготовлены уже в наше время.

 


Картина художника Б.Запорожца "Бой у Вороньей горы".
 

В.К: Иными словами, современное баковое орудие вовсе не является тем самым, возвестившим «новую эру пролетарской революции»?
П.П: А где такое сказано? Почитайте внимательно табличку на щите, там написано, что из носового орудия крейсера был произведен исторический выстрел. А про то, что стреляли конкретно из этого орудия – не сказано нигде.

 


Дата изготовления орудия.
 

 В.К: В последнее время в печати и в интернете появились истории об участии нетрезвых революционных матросов «Авроры» во взрыве форта «Павел» в 1923 году, якобы авроровцы устроили пожар на расположенном там минном складе.
 П.П: Это пущенная кем-то оскорбительная ложь! Во время тушения пожара погибли четыре моряка из экипажа крейсера, впоследствии все участники тушения были награждены орденами. Как известно, за проступки такого рода орденов не вручают. К счастью, по телевидению и в печати наконец-то озвучена правильная трактовка тех событий, названы имена истинных виновников и истинных героев!
В.К: Расскажите о недавних событиях на «Авроре», освещавшихся в новостях – вывешивании флагов, выстрела из пушки?
 


Хулиганы на грот-мачте "Авроры"
Фото с сайта "Русский репортер".


П.П: Как же у нас любят дешевые сенсации! Да, действительно, этой осенью (2011г) на борт в числе экскурсантов проникла группа хулиганов, считающих себя представителями какого-то общественного движения. Команда у нас очень немногочисленна, и следить за всеми посетителями во время работы музея не имеется возможности. Первую группу хулиганов, пытавшихся забраться на фок-мачту, мы задержали, а вторая группа, в составе трех человек, залезла на марсовую площадку грот-мачты, и стала вывешивать там какие-то флаги, сетки… Что они пытались этим доказать – никто не понял, но просидели они там несколько часов. После нарушители были задержаны и переданы в руки правоохранительных органов.
В.К: А как вы прокомментируете известный видеоролик с выстрелом из носовой пушки?

 



Нашумевший видеоролик.


П.П: Ну это самый обычный видеомонтаж, ничего подобного не было! Если внимательно посмотреть ролик, видно, что ерунда все это, и почему разные неформалы избрали целью своих инсинуаций именно «Аврору» - непонятно. «Аврора» все равно всегда останется символом нашего города, независимо от политических перемен.
В.К: А были ли еще какие-то попытки проникновения на корабль?
П.П: Да, довольно часто разные компании и лица в нетрезвом состоянии пытаются пройти на корабль. Особенно по ночам. Если вахтенный у трапа не может справится своими силами – он звонком вызывает всю вахту. К тому же на корабле ведется постоянное видеонаблюдение – в случае какой-либо нештатной ситуации всегда может подъехать наряд полиции.

 


Кают-компания "Авроры". Современный вид.
 

В.К: А какие еще популярные слухи об «Авроре» вы можете подтвердить или опровергнуть?
П.П: Да глупостей-то много болтают, есть ли смысл опровергать заведомо бредовые утверждения? Доводилось слышать, что у нас на борту проходят попойки высшего городского руководства, что в помещениях проводят съемки порнографических фильмов, что служат у нас исключительно «по блату», ну и еще много всякой чуши, иногда просачивающейся в новости, особенно в интернете. Даже весьма объемные литературные произведения существуют. Комментировать чужие выдумки не считаю достойным.
В.К: И все же чем объяснить наличие такого количества легенд, как не популярностью «Авроры»?
П.П: Конечно, «Аврора» по-прежнему остается «кораблем №1», и вряд ли найдется человек, который никогда об «Авроре» не слышал, даже среди поколения молодежи. В советское время крейсер являлся символом революции, ныне – памятником отечественного кораблестроения. А разные вздорные слухи вокруг столь знакового объекта растут, и будут расти, это естественно…

 


Электрическая рулевая машина, в рабочем состоянии.
 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: kolesnikov (26.02.2012) | Автор: Владимир Колесников Просмотров: 5682 | Комментарии: 4
Всего комментариев: 4
4 Женя   (16.10.2012 13:59) [Материал]
Все, "Аврора" больше военным не принадлежит, экипаж сегодня заменили на гражданских. Скоро стало быть продадут каким-нибудь денежным мешкам. http://www.fontanka.ru/2012/10/16/029/
Ответ: Ну вовсе не обязательно продадут, все ж это неотъемлемый символ города...

3 leontii4   (25.04.2012 18:49) [Материал]
Браво! Сделаю клип брошюру ,,Аврора /2012 г./,, smile :)[color=red]
Ответ: С удовольствием посмотрим! smile

2 tk-20   (25.04.2012 00:22) [Материал]
Так можно Пашку на бис попросить, со всеми красками!!! Лето в переди!!!
Ответ: Обязательно так и сделаем!

1 Blackdeshov   (28.02.2012 22:22) [Материал]
Интересная статья в виде интервью. Понравилось. Спасибо !
З.Ы. Погружники на второй фотографии вызвали лёгкую ностальгию. smile
Ответ: Спасибо! К сожалению, пришлось опустить много специфических военно-морских подробностей, как и отказаться от оригинального языка повествования (было бы красочнее, но сплошной ненорматив).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru